Идея «конца идеологии» стала модной в 1950-х и 1960-х годах. Наиболее влиятельное утверждение этой позиции было сделано Дэниелом Беллом. Белл был впечатлен тем фактом, что после Второй Мировой войны политика на Западе характеризовалась широким согласием между основными политическими партиями и отсутствием идеологического разделения или дебатов. Фашизм и коммунизм потеряли свою привлекательность, в то время как остальные партии расходились лишь в том, на кого из них лучше всего можно положиться для обеспечения экономического роста и материального процветания.
В сущности, экономика восторжествовала над политикой. Политика была сведена к техническим вопросам о том, «как» обеспечить изобилие, и перестала затрагивать моральные или философские вопросы о природе «хорошего общества». Во всех смыслах и целях идеология стала неуместной.
Однако процесс, на который обратил внимание Белл, был не столько «концом идеологии», сколько появлением широкого идеологического консенсуса между основными партиями и, следовательно, приостановкой идеологических дебатов. В послевоенный период представители трех основных западных идеологий – либерализма, социализма и консерватизма – пришли к общей цели «управляемого капитализма». Эта цель, однако, сама по себе была идеологической – например, она отражала устойчивую веру в рыночную экономику, частную собственность и материальные стимулы, умеренную веру в социальное благосостояние и экономическое вмешательство. В сущности, идеология «социального капитализма» или «социал-демократии» одержала победу над своими соперниками, хотя эта победа оказалась лишь временной.
1960-е годы стали свидетелями появления более радикальных новых левых идей, возрождения интереса к марксистской и анархистской мысли и роста современных идеологий, таких как феминизм и экологизм. Наступление экономического спада в 1970-х годах вызвало новый интерес к давно забытым доктринам свободного рынка и стимулировало развитие новых правых теорий, которые также бросили вызов консенсусу после 1945 года.
Наконец, тезис о «конце идеологии» фокусировал внимание исключительно на событиях на промышленно развитом Западе и игнорировал тот факт, что в 1950-е и 1960-е годы коммунизм прочно укоренился в Советском Союзе, Восточной Европе, Китае и других странах, а революционные политические движения действовали в Азии, Африке и некоторых частях Латинской Америки.